Когда-то чай обладал только одним вкусом – вкусом чая. Никто не думал, что в чашке можно будет отыскать сотни различных ароматов, в самых непредсказуемых сочетаниях. «White Bountea», «Royal Love», «Черничный пирог», «Домашний очаг с кленовым сиропом» – по названию не всегда можно догадаться, что именно скрывается в новой пачке.
Как и почему появляются новинки с необычными ароматами, рассказал Кирилл Татаринцев.
– Существуют ли особые группы людей, на которые ориентируются разработчики новых вкусов?
– Конечно. Но, создавая новый чай, мы учитываем не столько пол, возраст или род деятельности человека, сколько его ежедневные поводы для чаепития и вкусовые предпочтения. Для кого-то чай с добавками – это «безопасная» замена сладостям, кто-то постоянно хочет попробовать что-нибудь новенькое и необычное, кто-то пьет ароматизированный чай ради удовольствия, не изменяя при этом и классическим вкусам.
Кирилл Татаринцев, лидер команды титестеров компании "МАЙ" за работой в лаборатории
– Кто же тот потребитель, который покупает чай с добавками?
– Как правило, девушки и женщины. Помимо возможности заменить любимый десерт и не набрать лишних калорий, для них важна эстетическая составляющая напитка: то, как раскрывается в чашке чайный лист, как ведут себя сами добавки (кажется, что цветы, кусочки ягод и фруктов реально танцуют). Красота процесса и цветовые сочетания важны для женщин не менее вкуса. Впрочем, современные мужчины стараются не отставать: мы видим растущий интерес к чаю с добавками и с их стороны.
– Какие добавки и сочетания вкусов наиболее популярны в России?
– В целом наши потребители достаточно консервативны и предпочитают понятные и привычные добавки: лимон, мяту, чабрец, бергамот, землянику, малину. Создавая очередной купаж для таких людей, мы стараемся не только передать их любимый вкус, но и сделать так, чтобы привычная добавка заиграла по-новому – раскрывала более глубокие ноты вкуса и аромата.
Прежде чем вывести на рынок новый купаж, титестеры лично отбирают основное сырье и добавки . На фото – титестер-добытчик Андрей Скидан
Однако мы видим, что все больше и больше потребителей ищут в чае с добавками именно необычные, нетрадиционные вкусовые сочетания. Для них мы создаем яркие купажи с добавлением кусочков тропических фруктов или пытаемся повторить вкус известных десертов: например, очень популярным стал чай «Шоколадный трюфель», выпускаемый под брендом Curtis.
– Всякий ли чай с добавками имеет в составе искусственные добавки?
– Весь ассортимент чая можно условно разделить на 3 категории: классический чай, чай с добавками и чай с добавлением ароматизаторов.
Чтобы придать дополнительный аромат, можно использовать различные пряности, травы, цветы, но далеко не все добавки способны подарить чаю действительно насыщенный вкус. И тогда на помощь приходят ароматизаторы, которые делают напиток ярким и таким притягательным.
– О это страшное слово «ароматизатор»…
– Мы не знаем точно, кто и когда подпортил репутацию этим безобидным добавкам в чай. Они проходят строжайшую сертификацию, прежде чем попасть в производство. Гораздо более строгую, чем другие компоненты. Вообще создание ароматизаторов – сложный и увлекательный процесс, нужно очень хорошо знать химию. Все это происходит в специальных лабораториях, где смешиваются различные вещества. Может быть от 1 и до 100 компонентов, в зависимости от сложности вкуса. Формула каждого ароматизатора держится в тайне от конкурентов и потребителей. Ведь любая компания старается создать свой уникальный вкус, который покорит покупателя.
Создание ароматизаторов – сложный и увлекательный процесс
– Весь ли чай с добавками становится одинаково популярным?
– На самом деле лидерство на рынке удерживают классический черный чай и чай с бергамотом (который в магазинах как бы не считается ароматизированным и чаще всего даже стоит на одной полке с черным).
Люди пьют чай с добавками ради минутки удовольствия, чтобы получить новые ощущения или укрепить здоровье (натуральные добавки, в зависимости от назначения, способны заряжать энергией, укреплять иммунитет, поддерживать здоровье, расслаблять, оказывать седативный эффект).