Сырье для чайной промышленности в дефиците, и производители уже начинают экономить на качестве
Неурожаи во всех основных странах-производителях чая привели к сокращению предложения на мировом рынке. А чай, попадающий все-таки на рынок, непомерно дорог. Украинские чайные компании знают, как решить проблему.
Дорогой и дефицитный
Оптовая цена высокосортного черного чая – $5-10 за килограмм. Диапазон цен на элитные сорта – $15 – 50 за килограмм. За последние два месяца рост цен на чайное сырье на аукционах составил около 10%. И это еще не предел. Операторы рынка ожидают продолжения негативного тренда. Подорожал прежде всего кенийский чай – на 20%, цейлонский – на 10%. В Шри Ланке, Кении, Индии засухи, а культура земледелия низкая, так что при дурных погодных условиях урожай пропадает.
Рост себестоимости на фоне растущей конкуренции на украинском рынке чая поставил перед игроками непростой вопрос: как удержать цены на приемлемом для небогатого украиснкого потребителя уровне и на чем для этого сэкономить? Уровень рентабельности на рынке чая уже снизился, со среднего показателя 20-25% до 15-20%. И каждая компания ищет свои пути оптимизации.
Некоторые производители начали вместо аутентичных классических чаев – цейлонского, индийского, кенийского, китайского – использовать так называемые редьюсеры, которые ввозятся из других стран и выдаются за местные. Это чаи из Вьетнама, Индонезии и других неосновных стран – производителей: они дешевле и хуже. «На пачке может быть написано «Индия», а выращен и собран чай в Уганде или Танзании», – сказал Forbes.ua представитель одной из компаний-импортеров.
«Возможно, заменяют чай высокого качества на редьюсеры, но – компании не из первой десятки,- утверждает генеральный директор компании «Мономах» Богдан Барабаш. – Все серьезные производители, которым более пяти лет, с качеством никогда не играли. И не будут, потому что это невыгодно. Мы делаем слишком большие вложения в бренд, чтобы позволить себе его загубить. Ведь сейчас поставить на полку в торговой сети пачку чая очень дорого».
Ему вторит Максим Лыпко, замдиректора компании «Світ чаю» (ТМ «Світ чаю», «Чайная коллекция»): «Экономим за счет своей наценки, когда она падает ниже критического уровня – поднимем цену на конкретную позицию, тут ничего другого не выдумаешь».
Еще один путь экономии и компенсации подорожания сырья – оптимизация маркетинговой цепочки. «Мы не являемся собственниками брендов, которые мы продаем, – говорит начальник департамента по связям с общественностью компании «Пирамида» (ТМ Ahmad, ТЕТ, Grace) Александр Алискеров. – На стоимость закупки сырья мы повлиять не можем, потому что то мы получаем уже от наших партнеров готовый чай из Англии. Но мы можем активизировать схему продаж, оптимизировать фасовочное производство, использовать какие то маркетинговые инструменты». Правда, по словам Алискерова, этот резерв уже практически исчерпан: «В Украине на рынке чая работать очень сложно. Дополнительных цепочек уже нет, мы все исключили, все оптимизировали. На рынке все меньше мелочи, остаются только крупные компании, которые высокотехнологичны и оптимизированы как в производстве, так и в закупке».
В результате, с горечью констатируют операторы, усилия все менее оправданны. «Сейчас в Украине любая молочная региональная компания имеет рентабельность в разы выше крупнейших чайных компаний», – говорит Алискеров.
Отрицательный рынок
На Украине чай дорожает уже год. Но происходит это практически незаметно для потребителя – чайные компании повышают цены плавно, чтобы не обгонять конкурентов. Спрос на чай высокоэластичен, и компания, резко поднявшая цены, может быть вообще выброшена с рынка.
Куда значительнее на стоимость чая в стране и вообще на структуру чайного рынка могут повлиять скачки курса валют. И влияние это будет куда масштабней, чем любые колебания цен на чайных аукционах. Но даже в условиях стабильности гривны цена за год поднимется приблизительно на 15% в среднем по рынку.
«Рынок чая в Украине в этом году упал в денежном объеме приблизительно на 15%, и это почувствовали все игроки рынка», – говорит Алискеров. При этом в натуральном выражении рынок практически не изменился. Косвенной причиной может быть распродажа складских запасов.
Качество окон во многом зависит от качества фурнитуры. Фурнитура для деревянных окон, которая используется компанией "Декон", отличается высоким качеством. Фирма Roto FrankAG (Германия) производит только лучшую фурнитуру для деревянных окон. Подробную информацию о деревянных окнах можно найти на сайте http://decon.ru/pages/view/furniture.