Идея специального чайного домика принадлежит Дзёо Такэно. Первый церемониальный домик в виде крытого соломой крестьянского жилища воплощал японский принцип естественной простоты «ваби» - ничего резкого, искусственного, ненатурального. Истоки церемониальной традиции заложил Мурата Дзюко, проводя отрешающие от мирских соблазнов чаепития в Додзинси - очень маленькой и скромно обставленной комнате дома сёгуна Асикаги.
Входят в единственную комнату чайного домика по узкому и низкому входу, сильно пригнувшись - гость любого социального статуса совершает символический поклон, отрешается от мирских забот и готовится отдаться полностью чайной церемонии. В старину узкий проход дополнительно обеспечивал безопасность. Не требовались осмотры охранников или видеодомофоны commax – самураям приходилось по доброй воле расставаться с длинным мечом.
Окна чайного домика должны пропускать достаточно света и потому их немало – обычно от шести до восьми. Иногда окна делаются раздвижными и выполняют не только функцию освещения, давая гостям возможность любоваться особенно живописным видом.
Домик убран просто и естественно – серые глиняные стены, татами на полу. Мягкий приглушенный свет отражается от стен и создает атмосферу покоя. Напротив входа расположена стеновая ниша «токонома» – сердце чайного домика. В нише помещаются благовонная курильница, букет цветов, написанное на свитке изречение, обычно в духе дзен-буддизма, подбираемое мастером специально для каждой церемонии. Иногда можно увидеть на стене домика старинную картину – иных украшений не предусмотрено. Чай готовится на изготовленном из бронзы очаге в центре помещения. Огонь разводят на углях, уложенных на промытый до начала церемонии пепел, которому мастер придает форму двух гор, разделенных долиной.
Автор: Степан Полежаев