С конца XIX в. в Россию, во всё возрастающих объёмах начинает поступать чай из Индии и с острова Цейлона (современная Шри-Ланка).
В связи с ростом конкуренции на внутреннем чайном рынке России компании и отдельные предприниматели начали поиск новых поставщиков, готовых поставлять в Россию чай.
Обойти многие «старые» чаеторговые компании в торговле китайскими чаями было уже практически невозможно, что повлекло за собой интерес к Индии и Цейлону, а также рост интереса к Японским чаям.
В начале ХХ в. все крупные чаеторговые фирмы располагали предложениями на продажу чая из Индии и с Цейлона.
Резкий рост спроса и потребления чая из Индии и Цейлона в России может быть отслежен достаточно точно, - он существенно вырос в
1905/1906 гг.
С августа 1906 г. по февраль 1907 г. цены на индийский и цейлонский чаи на лондонском рынке поднялись почти на 100%. Это вызвало внимание английской прессы, включая английских журналистов из газеты «Daily Express».
Итогом расследования стало понимание того, что на низкий урожай чая совпал с повышением спроса на индийский и цейлонский чаи в континентальной Европе и, особенно, скачок спроса в России. Отмечалось, что «русские до самого последнего времени не признавали другого чая, кроме китайского. Но последние годы в России начался спрос на индийский и цейлонский чай, и быстро дорос до огромных размеров».
Долгое время чай из Индии и Цейлона считался продуктом более низкого, в сравнении с чаем китайским, качества. В то же время, благодаря невысокой цене и агрессивной рекламе на российском рынке он получал всё большее распространение.
Даже лидер рынка – ТПТ «Преемник А. Губкина А. Кузнецов и Ко», который дорожил своей репутацией продавца качественных чаёв, в начале ХХ в. предлагал потребителю индийский чай за №34 в ассортименте фирмы, который предлагался покупателю по 65 коп. за пачку в 1/8 фунта.
Индийский и цейлонский чаи продвигали на российский рынок не только сами российские фирмы, но и лоббисты из Европы.