Чёрный чай имеет большое значение в чайной истории Китая.
Зеленый чай родился раньше всех. Он в основном производился в провинции Сычуань (западный Чиан) и Хунань (центральный) и продавался в другие регионы. Первым был зеленый чай, который по технологии производства был вначале похож на японский чай, то есть, процесс фиксации зелени включал в себя пропаривание, а не прожарку листьев. Таким образом останавливали ферментацию листьев. Но позже, из-за плохой окружающей среды, особенно из-за жаркой и влажной погоды, а также из-за воздействия микроорганизмов во время долгого путешествия зеленые чаи вновь подвергались ферментации.
Сначала люди думали, что этот зеленый чай, плесневея, портился, потому что выглядел темным, пока однажды несколько участников чайного похода пожалев его выбросить, заварили и он им очень понравился. Они сообщили об этом случае чайным мастерам и после многократных исследований были разработаны оригинальные методы обработки чёрного чая.
Ещ одна точка зрения на историю чёрного чая связана с давней традицией жителей западного Китая пить чай, прессуя его в лепешки для лучшего хранения. Конечно, как и любая другая история происхождения чёрного чая и его магических целебных свойств, эта история не имела никаких письменных подтверждений.
Расцвет чёрного чая пришелся на династию Тан (618-907 гг.). Согласно историческим записям, принцесса Вэньчэн привезла в Тибет чай, шелк и чернильную кисть, выйдя замуж по политическим мотивам за тибетца-кочевника. У жителей Тибета говядина, баранина и молоко входили в ежедневный рацион питания, богатого жирами и калориями, поэтому у них обычно были проблемы с пищеварением. Чай добавлял в их рацион клетчатку и очень помогал при проблемах с пищеварением.
Плохие климатические условия Тибета не подходили для выращивания чая, поэтому чай там не производился. Весь чай ввозился из Китая вглубь страны, тибетцы обменивали чай на лошадей и овец. Был разработан маршрут, который получил название «Древний чайный конный путь». Сычуань был одним из отправных пунктов, через Тибет, в такие страны Южной Азии, как Бутан, Индия и Непал. Люди во всем мире начали узнавать китайский чай.
Торговый путь был длинный, поэтому товаром в первую очередь был прессованный чай, произведенный в Сычуани и Хунани. Из-за потребности в постферментации чёрный чай производили из старых грубых листьев и стеблей, богатых целлюлозой.
В самом начале эти специализированные поставки чая в приграничные регионы так и назывались: «Чай для продажи на границе». Помимо Занг Ча (Zang Cha -Тибетский чай), были также продажи чая Лю Бао в Юго-Восточную Азию и т. д. Эти чайные лепешки и кирпичи получили унифицированный вес и упаковку для лучшей транспортировки и продажи. Совершался удобный обмен на лошадей и оружие по эквивалентной стоимости. В прошлом тибетцы принимали чёрный чай даже в качестве валюты.
В истории чёрного чая правительство династии Мин (1368-1644 гг). сыграло решающую роль. Оно регулировало торговлю чаем на беспрецедентном уровне. В то время чайные торговцы должны были получать государственную квалификацию и квоту, чтобы иметь право заниматься торговлей чаем, а контрабанда чая считалась тяжким преступлением. Знаменитый черный чай Аньхуа, завоевав рынок своим превосходным качеством, вынудил правительство династии Мин, наконец, определить его как официальный чай. (До этого чёрный чай формального определения не имел).
Долгое время китайцы предпочитали зеленый чай, приготовленный из нежных листьев. Чёрный чай, произведённый из старых грубых листьев, с большим количеством чайных стеблей, считался некачественным чаем. И это было до тех пор, пока несколько десятков лет назад не появился юньнаньский шу пуэр. В него сразу же влюбились все китайские любители чая. Люди обнаружили, что старые листья могут содержать больше полезных ингредиентов, чем свежие. В сочетании с коллекционной ценностью при выдержке чёрный чай вскоре стал любимым чаем китайцев.