Хотя исторически в Китае была культурой чаепития, кофе в Поднбесной начали употреблять с середины 1800-х годов. Его первоначальная форма существует и сегодня, однако кофе было мало, и он оставался узкоспециализированным продуктом, не имеющим большого культурного значения, в течение почти столетия.
Западное влияние
Когда в 1980-х и 90-х годах экономика Китая начала глобализироваться, западное влияние начало проникать в некогда изолированную культуру. Но китайцы все еще медленно усваивали культуру кофе и кофеен. Даже в 2006 году было трудно найти кофейню за пределами западных отелей или туристических зон. Растворимый кофе стал популярным для домашнего употребления, но покупка кофе в кофейнях все еще была сфера деятельности богатой и много путешествующей бизнес-элиты.
Миллениалы
Те, кто родился между 1981 и 1996 годами, составляют четверть нынешнего населения Китая. Многие принадлежат к новому среднему классу с располагаемым доходом и ненасытным аппетитом к западной культуре. Миллениалы стимулируют потребление в Китае, им же принадлежит почти половина всех купленных предметов роскоши.
Кофе может показаться не предметом роскоши, но в Китае он воспринимается как таковой. На китайском рынке кофе более высокой стоимости ассоциируется с более высоким качеством. Независимо от стоимости, потребление кофе в Китае выросло более чем на 1000 процентов в период с 20012 по 2020 год.
На второй волне
Китай, кажется, застрял во второй волне кофе, а международные сети кофеен по-прежнему доминируют на китайском рынке. Появляется все больше кустарных кафе и домашних сетей, но, судя по сладким кофейным напиткам которые часто встречаются в китайских кофейнях, кажется, что сам кофе отходит на второй план.
Современная китайская кофейная культура
Потребление кофе в Китае, похоже, больше зависит от статуса, чем от вкуса. Самый популярный вид кофе для домашнего употребления — это растворимый кофе, предварительно смешанный со сливками и подсластителем или каким-либо ароматизатором, который по существу маскирует реальный вкус кофе.
Молодое поколение формирует свою идентичность на основе потребления: чем больше западных продуктов вы потребляете, тем выше ваш статус. Отсутствие уважения к кофе помогло более крупным мейнстримовым брендам доминировать на китайском рынке.
Самый большой и модный мегабрэнд Starbucks в мире находится в Шанхае — это многоуровневый комплекс с обжарочной, инновационным центром и магазином элитного шоколада. Это превосходит то, что любой из нас может себе представить, и он популярен как среди туристов, так и среди местных жителей.
Международные мегабренды добились большого успеха в Китае, особенно за последние 15 лет, но местные бренды, в частности один, попытались воспользоваться этим бумом потребления.
Речь идет о китайском бренде Luckin Coffee. Он ворвался на сцену в 2018 году, открыв 4500 магазинов всего за два года! Они были настроены обогнать Starbucks и применили новый и современный подход. Заведения Luckin представляют собой в основном киоски на вынос, где заказ осуществляется через приложение для смартфона. Это противоречит прежней идеологии, согласно которой потребление кофе в Китае концентрировалось вокруг самого пространства как места для общения с друзьями и повышения своего статуса. Кофе на вынос по разумной цене, похоже, не имел ничего общего с этой идеологией. Тем не менее, популярность Luckin взлетела до небес, и не бизнес-модель привела к ее потенциальному краху, а управление компанией.
Скандал потряс Luckin в 2020 году, когда было обнаружено, что транзакции на миллионы долларов были фальсифицированы с целью увеличения стоимости их акций. Внутри компании поддержка бренда, похоже, сохраняется. Недавно компания объявила о банкротстве, и ее будущее кажется туманным, но они определенно доказали, что в Китае растет аппетит к местным, доступным и удобным вариантам кофе.
Медленный подъем Третьей волны
Кофе сам по себе постепенно становится все более популярным, и вместе с этим в Китае начинается Третья волна кофе. Они проложили путь другим местным брендам, таким как SOE, Metal Hands и Voyage Coffee, небольшим сетям, которые решили сосредоточиться на качестве и сообществе, а не на быстром расширении.
Разнообразие вкусов и культур
В Китае важно сообщество. Как и традиции. Во многих частях страны люди твердо придерживаются своей местной идентичности. Успешные бренды не только осознают это, но и удовлетворяют эту потребность, учитывая разнообразие вкусов и требования потребителей. Люди предпочитают надежные магазины и кофейни по соседству с местом проживания. Они хотят познакомиться со своим бариста, предпочитают классические напитки и более спокойный темп жизни.
Чэнду, новый, современный, но спокойный город Люди здесь любят проводить время с друзьями и наслаждаться сообществом. У них нет особых требований к кофе, они больше сосредоточены на общении, в то же время отдавая дань новым веяниям культурной жизни.
Внутренний рынок
Кофе выращивается в провинции Юньнань с конца 1800-х годов. В основном это зерна арабики среднего сорта, выращиваемые для экспорта на зарубежные рынки, в первую очередь в Германию. Раньше Китай импортировал зерна робусты более низкого сорта из Вьетнама и производил на месте большую часть кофе. Но тенденция к поддержке местного качественного сорта арабика, выращенного в провинции Юньнань, начинает укрепляться. По мере того, как растет спрос на высококачественный кофе, растет и внутренний рынок более дорогих зерен арабики.
В Китае можно найти практически все, что угодно, включая широкий ассортимент классических кофейных напитков и некоторые невероятные творения, приготовленные по индивидуальному заказу. Если вам нужна чашка крепкого, простого кофе, найти его будет сложнее. Можно найти небольшой ремесленный магазин или попытать счастья в одном из тысяч кафе Starbucks или Costa Coffee.
Китаю потребовалось несколько десятилетий, чтобы привыкнуть к вкусу кофе, и это привело к сочетанию слабого кофе и большого количества сахара. Вы часто встретите кофейные напитки со взбитыми сливками, посыпкой и слоями сладких ароматизаторов. Возьмите культовый Sweet Little Rain из шанхайского кафе Mellower — чашку дымящегося кофе с подвешенным над ней облаком сладкой ваты. Пар растапливает сладкую вату «дождем» сладких веществ в кофе, создавая интенсивную сладость, которая практически полностью сводит на нет кофе.
Если вы окажетесь в промышленном городе Сучжоу, посетите «36th Story», чтобы получить лучшее представление о китайской кофейне. Владелец Макс Ван — настоящий любитель кофе, создающий многослойные (и часто сладкие), сложные и уникальные напитки на основе превосходного эспрессо. Закажите чистый эспрессо, и вы не будете разочарованы, но лучше попробуйте одно из фирменных творений Макса с манго или розой. Сам магазин представляет собой причудливую смесь европейской элегантности и китайского китча, и у него есть преданная группа постоянных клиентов. Вместо того, чтобы конкурировать с мегабрендами, Макс создал оазис, который предлагает кофе высочайшего качества, оставаясь при этом традиционно китайским.
В заключение
Китай — быстро развивающаяся страна. То, что сегодня модно и пользуется популярностью, завтра вполне может исчезнуть. Огромное население предполагает бесконечный рынок, а растущий средний класс подпитывает беспрецедентную культуру потребления. Starbucks удалось немного адаптировать свои классические предложения к китайской культуре, но несомненно, именно такие как Макс Ван создадут будущее китайской кофейной культуры, и это то, за чем, безусловно, стоит следить.