Использование чайных купажей почти так же старо, как открытие самого чая. Китайцы готовят чайные смеси уже 2500 лет. Первая книга о чае «Классика чая» Лу Юй, опубликованная примерно в 760 г. н.э, рассказывает о многих вещах (в основном, о травах и лекарственных средствах), которые можно смешать с чаем. Двумя наиболее известными чайными купажами являются жасминовый чай и чай Эрл Грей, которые существуют уже сотни лет.
В эволюцию процесса купажирования чая внесли большой вклад британцы. Вначале чай в Англию поставлялся прямо из индийских фермерских хозяйств. Эти чаи предназначались определенному кругу лиц, которые знали и любили свой поместный чай и были более-менее преданы своему поставщику. Однако, позже было замечено, что вкус чая сильно менялся, особенно, в зависимости от времени года. Продавцы начали терять клиентов, пока однажды в 1660 году один торговец чаем не попробовал смешать несколько чаёв из разных хозяйств, хранящихся на его складе. Результат привёл к превосходной смеси, обладающей улучшенным вкусом и ароматом. Весь залежалый товар был оживлён свежими, сухими, ароматными листьями. Чай был распродан в кратчайший срок, а в сферу маркетинга чая вошёл новый термин – купажирование. Купажирование в наши дни – очень важный и необходимый инструмент, призванный решать многие задачи чайной отрасли. Если сравнивать два понятия: моносырьё и купаж, многие неосведомлённые люди отдадут предпочтение моносырью, не задумываясь о реальном качестве продукта. Между тем, купажирование чая требует большой квалификации мастера. На больших чайных производствах разработка любого нового купажа происходит в лабораториях при непосредственном участии титесторов.
Сегодня чайные производители осознают, что чаи, выращенные в разных фермерских хозяйствах и регионах, отличаются по своим характеристикам. Качество, как правило, зависит от генетического состава растений, агроклиматических условий, высоты, химического состава зеленых листьев и технологии обработки. Характеристики чая меняются от сезона к сезону, от процесса к процессу, от категории к категории и даже от времени. В своем стремлении найти решение производитель смешивает различные сорта чая из разных мест и предлагает ассортимент, соответствующий запросу потребителя. Так рождается купаж чая - новый инструмент для маркетинга. Чайные эксперты считают, что смешивание - это своего рода высококвалифицированное искусство, которым занимаются немногие, кто действительно знает свое ремесло. Просто смешивание более одного вида или сорта чая не может удовлетворить спрос и вкусовые потребности потребителя. Для того, чтобы разработать определенный купаж с уникальными характеристиками или новый сорт чая, и с ним завоевать рынок, производителю нередко требуется научная поддержка со стороны учёных-исследователей. В конечном итоге купаж должен иметь внешний привлекательный вид, узнаваемый аромат, вкус, крепость и ценовую доступность.
В настоящее время чайные купажи – это не только смешивание разных сортов чая. Ингредиенты смесей могут содержать травы (мята), различные экстракты (лимон, роза, жасмин, имбирь). Также можно смешивать чай с различными специями, такими как кардамон, корица, мята перечная, гвоздика и т. д.
Целями купажирования является улучшение вкусовых характеристик чая, поиск новых вкусов, создание новых сортов и одновременно повышение цены на чай за счёт создания качественного продукта, призванного в конечном итоге удовлетворить покупательский спрос.
Особое внимание производители уделяют купажированию пуэров. При производстве пуэров купажирование наряду с ферментацией является основой технологического процесса. В соответствии с определённым рецептом целенаправленно смешивается сырьё из разных мест, но одинакового класса, или из одного региона, но разных классов, или чайное сырьё разных лет сбора. Купаж призван выгодно подчеркнуть достоинства одного чая, сглаживая недостатки другого. Вырабатывается стандарт соответствия определённому вкусу, аромату и внешнему виду, обеспечивается стабильно высокое качество, создаётся свой собственный стиль продукции.
Для этого перед производителями ставятся следующие задачи:
• Каждый купаж определённого чая должен быть всегда одинаковым, то есть, от покупки к покупке покупатель не должен замечать разницы в аромате и вкусе.
• Необходимо производить такие чайные купажи, которые бы стали устоявшимся сортом с востребованным и легко узнаваемым вкусом и ароматом, обладали бы разумной ценой, и в то же время приносили прибыль производителю.
• Разрабатывать правильное соотношение составляющих купажа, утверждать стандарт качества и минимизировать отклонение от установленных норм.
При создании купажей чайные мастера должны неукоснительно соблюдать следующие рекомендации:
1. Изучать вкусовые предпочтения потребителей той местности, для которой предназначен тот или иной купаж.
2. Уметь определять, какие сорта чая будут лучше всего сочетаться по внешним данным, вкусу и аромату.
3. Отбирать самый лучший материал для разработки конкретного купажа и разбираться в многообразии составляющих его компонентов.
4. Необходимо определять удельный вес/плотность купажа. Купаж с низким удельным весом имеет больший объём на единицу веса, и следовательно, создаст трудности в наполнении контейнеров стандартного размера.
5. Убеждаться в наличии достаточного количества составляющих компонентов выбранного купажа, организовать закупку и герметичное хранение сроком на один год, на случай неурожайного сезона.
6. Каждый купаж должен быть таким же по вкусу и аромату, как и предыдущий.
Купажирование чая - это в высшей степени искусство, в котором учитываются такие факторы, как погода, высота над уровнем моря, влажность, почва. Всё это вносит свой вклад в качественные характеристики чая.
Купажирование сегодня стало отдельной отраслью. Появление пакетированных чаёв сделало индустрию купажирования чая ещё более конкурентоспособной. И для ценителей чая сегодня есть огромный выбор купажей на любой вкус и кошелёк.