Мате – чай инков

Мате – чай инков

Немногие из нас слышали о растении падуб парагвайский. Наверное, потому, что растет оно только в Южной Америке, на территориях Аргентины и Парагвая. Но именно это неприхотливое и невзрачное растение дает людям мате – или йербу мате – напиток, подаренный индейцам голубоглазым богом Пайя Шаруме. Мате многие века помогал сначала индейцам, живущим в суровых условиях сельвы, а потом и пастухам-гаучо. Сейчас к его уникальным свойствам все чаще прибегают жители мегаполисов, чья жизнь напоминает бег белки в колесе. Мате бодрит и согревает, успокаивает и питает, а традиции его пития напоминают настоящий ритуал – таинственный и очаровательный, как и сама Южная Америка.

«…матэ бывает двух видов: зеленый и золотой классический. Они отличаются тем, что в золотом классическом матэ присутствуют веточки, а зеленый более природный…» (Александра, мастер – матейро клуба «Мате» на Шаболовке)

Мате по праву считается древнейшим напитком на земле: еще в начале седьмого тысячелетия до нашей эры южноамериканские индейцы почитали его как подарок богов. Существует легенда индейцев Парагвая о мате: как-то синеглазый бог Пайя Шаруме решил спуститься с Горнего мира на Землю, что бы увидеть как живут люди. Он и несколько его приближенных долго шли по сельве, без еды и воды, пока, наконец, не увидели одинокую хижину. В ней жил старик и его дивной красоты дочь. Старик любезно встретил гостей, к ужину подал свою единственную курицу и приготовил ночлег. Наутро Пайя Шаруме спросил старика, отчего же они живут столь уединенно. Ведь девушке столь редкой красоты нужен богатый жених. На что старик ответил, что красота его дочери принадлежит богам. Удивленный Пайя Шаруме решил отблагодарить радушных хозяев: он научил старика земледелию, передал ему знания врачевания, а его прекрасную дочь превратил в растение, которое будет помогать людям – не своей красотой, а полезными свойствами.

В XVII веке началась европейская колонизация континента, и о мате узнали испанские монахи-иезуиты. Именно от них напиток принял свое историческое название «мате», однако под этим словом имеется в виду высушенная тыква – mati , из которой пьется «парагвайский чай». Сами индейцы гуарани называли его «йерба», что означает «трава».

«…если поедете в Южную Америку и попадете на какой-нибудь карнавал и вам предложат мате, это не обязательно будет то, что мы пьем сейчас. Мате – это сосуд, в котором что-то заваривают. У нас же мате – это напиток из листьев падуба парагвайского.

Индейцы издавна собирали листья этого дерева в сельве и сушили, чтобы закончить процесс ферментации. Сейчас же в мате добавляют травы, поскольку этот напиток хорошо взаимодействует с травами. Да, мате может быть с добавками, но это должен быть качественный продукт, собранный там, где мате растет и упаковывается, без усилителей вкуса» (Евгений, магазин-клуб «Чайный кит»).

Иезуиты посчитали традицию пития мате по кругу дьявольским ритуалом, а сам напиток – зельем, призванным околдовывать и уничтожать, поэтому культура матепития жестоко искоренялась. Так, падре Диего де Торрес утверждал, что индейцы пьют мате, дабы закрепить свой сговор с дьяволом.

«Это, что они вот так выпили, бросали то на ладонь или в мате, и доводили его до смешения; они говорят, что Дьявол приумножает ту кровь, или превращает её в плоть (я разумею, что они соединяют её с другим мясом) и варят её в той смеси и съедают её» (Антонио де ла Каланча. «Нравственная хроника Ордена Святого Августина в Перу»).

Однако, так или иначе, мате как диковинка начал проникать в Европу уже под названием «чай иезуита».

О мате снова вспомнили в XIX веке после ряда освободительных революций в Южной Америке: в качестве символа национального самосознания он занял почетное место за столом не только простых людей, но и новой аристократии Аргентины и Парагвая. Зародилась салонная мода пития мате: вкус напитка в калабасе с закрытой крышкой означал отношение барышни к кавалеру. Сладкий мате с медом означал дружбу, горький мате – безразличие, мате с патокой говорил о тоске влюбленных.

Для простых гаучо и пастухов из южноамериканской сельвы мате всегда был больше, чем просто напитком. Он был способен утолить жажду в полуденный зной, согреть ночью, напитать силами для нового долгого перегона скота. Традиционно гаучо пили горький мате, крепко заваренный – символ настоящего мужчины, немногословного и привычного к кочевой жизни. Как отмечали некоторые исследователи южноамериканских традиций, гаучо лучше встанет на два часа раньше положенного, лишь бы неспешно попить мате.

«…очень хорошо подавать его с сухофруктами, цукатами, добавлять мед. Ведь напиток обладает горько-терпким вкусом, а мед сделает его более мягким и раскроет по-новому все вкусовые ощущения» (Александра, мастер-матейро клуба «Мате» на Шаболовке).

Традиций пития множество, все они имеют региональных характер.

«…мате очень хорошо сочетается с южноамериканским деревом лапачо. Из внутренней стороны коры дерева делают отвар и заливают мате. Как говорят местные шаманы, сила растения и дух дерева объединяются. Полученный напиток – это как панацея от всех болезней» (Евгений, магазин- клуб «Чайный кит»).

Для Аргентины, основного поставщика напитка на сегодняшний день, матепитие – это семейное мероприятие, предназначенное лишь для узкого круга лиц.

И если вас пригласили в Аргентине на вечерний мате, будьте уверены – вам доверяют и считают за родного человека. За столом принято шутить, делиться новостями, мате играет роль объединяющего фактора, т.к тыквенный кувшинчик пускают по кругу. Хозяин дома лично заваривает мате и подает его сначала самому уважаемому члену семьи.

В Парагвае насчет первого глотка мате совсем другая история: тот, кто сделает его первым, считается дураком. От этого старательно открещиваются все, кто присутствует на матепитии, однако тот, кому выпала подобная «участь», всегда сплюнет через плечо, сказав: «Не я дурак, а тот, кто им пренебрегает».

Бразильцы же варят мате в большом чане, а того, кто разливает мате, собравшиеся называют «cebador», т.е «истопник». Истопник следит, что бы в печи всегда были дрова и уголь, он же ответственен за то, что бы у гостей всегда был напиток в бомбилье.

Лишь в 30-е годы XX века на мате вновь обратили внимание не только на его родине. Европейских ученых заинтересовал тот факт, что аргентинские гаучо во время долгих перегонов скота могу сутки проводить в седле, без отдыха, под палящим солнцем, употребляя лишь настой падуба парагвайского. В ходе исследований, проведенных институтом Пастера в Париже, выяснилось, что сырье ничем не приметного растения сельвы содержит почти все питательные вещества и витамины, необходимые человеку ежедневно! В листьях падуба парагвайского содержатся витамин А, витамины группы В, витамины С,Е, Р, калий, марганец, натрий, железо и еще около 196 активных микроэлементов! Именно этот «коктейль» делает мате незаменимым помощником в борьбе с хронической усталостью, депрессией, неврозами: он одновременно бодрит и снимает чувство тревожности. Мате просто необходим людям, имеющим проблемы с давлением: низкое давление он повышает, а высокое понижает. Да и потом, мате – это очень вкусный напиток со сладковатыми и одновременно терпкими нотами.

«Матэ нивелирует все негативные процессы в вашем организме, дарит бодрость и увеличивает работоспособность. Матэ – напиток здорового образа жизни, и при регулярном употреблении можно почувствовать улучшение всех процессов жизнедеятельности» (Александра, мастер-матейро клуба «Мате» на Шаболовке).

Как же правильно приготовить мате? Традиционно его готовят в сосуде из высушенной тыквы-горлянки – южноамериканские индейцы называют его mati. В России же прижилось название «калабас» или «калебас» (от исп. «тыква»). Именно тыква, имея пористую структуру, придает мате тот неповторимый и узнаваемый привкус.

«Культура матепития мало распространена. Человек приходит сначала за советом, какой мате выбрать и доверяет продавцам. Здесь сильное деление мате по географии: аргентинский мате наиболее богат витаминами и питательными веществами, все из-за особой красной почвы. При правильном хранении полезные свойства возрастают. Уругвайский, парагвайский, бразильский мате несравненно крепче, бодрит, тем не менее, он не так полезен» (Евгений, магазин – клуб «Чайный кит».

Но перед первым мате калабас нужно оживить: для этого в него насыпают мате (около половины сухого продукта на калабас), заливают водой и оставляют так на два-три дня. Это делается для того, чтоб дубильные вещества, которые содержаться в мате, хорошенько «проработали» пористую структуру тыквы-горлянки, очистили ее от лишних запахов. По прошествии этого времени тыкву вычищают и высушивают. Вообще за калабасом необходим правильный уход: после каждого матепития его нужно тщательно вычищать и просушивать.

Другим необходимым элементом для правильного матепития является бомбилья – трубочка-ситечко, через которую неспешно потягивают напиток. Традиционно она изготавливается из серебра, которое отлично дезинфицирует. Учитывая южноамериканские традиции пить мате из одного сосуда по кругу, это просто необходимо. Палочка погружается в сосуд с напитком, поворачивается в сторону пьющего. Двигать ее или вытаскивать считается просто недопустимым.

«Она всегда портила мате, зря крутила трубочку или даже принималась мешать трубочкой в кувшинчике, словно это не мате, а каша» (Хулио Кортасар. «Игра в классики»).

Конечно, в современном мире все реже можно найти часы для неспешного матепития, однако мате можно заварить и в обычном френч-прессе. Конечно, исчезнет «изюминка» пития, однако на полезные свойства продукта это никак не повлияет.

Мате – чай инков и иезуитов, уникальный природный коктейль, который дарит людям падуб парагвайский – неприхотливое растение, растущее в вызженной солнцем аргентинской сельве; напиток мужественных гаучо и очаровательных аргентинских сеньорит все чаще можно встретить на столе жителя мегаполиса.

«Матеманы в России – это определенный сегмент людей: те, кто ценит свое здоровье, более осознанные. Многое зависит от тех, кто распространяет эту культуру. Хорошо и правильно преподнести мете человеку в первый раз очень важно…» (Евгений, магазин-клуб «Чайный кит»).

Конечно, в рамках современной жизни, где все суетливо и непонятно куда и зачем спешат, не всегда есть время и возможность для настоящего матепития. Однако тот, кто оценил мате из калабаса и бомбильи, не сможет уже пить мате приготовленный во френч-прессе. Своего рода это кощунство. Снобизм, скажете вы. Возможно. Но как приятно, потягивая мате через бомбилью, представлять себя отважным гаучо, глядящего в даль суровой сельвы.

Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках
Читайте также
Вы можете оставить комментарий ниже.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях.
Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)