Аромат - самый сложный и субъективный элемент в оценке чая. В состав чая входят не только химические элементы. Обонятельные органы чувств еще более сложны, и в неврологическом отношении они имеют наиболее интенсивный и прямой путь к мозгу.
Прежде чем мы перейдем к оценке чая, аромат уже сыграл значительную роль в его обработке. Изменение аромата во время обработки традиционно определяет, когда чай должен перейти от одного этапа к другому.
Покажем баланс между интенсивностью аромата и интенсивностью вкуса на примере улунов. Так, Те Гуань Инь может иметь очень сильный аромат с очень слабым вкусом. И наоборот, аромат утесных улунов может быть приглушен жаркой в пользу более насыщенного вкуса.
Свежесть чая также проявляется в аромате. Со временем поверхностная влага на листьях испаряется, а летучие ароматические вещества рассеиваются, приглушая насыщенность сухого аромата чая.
Как и в случае цветового спектра, спектр аромата также очень велик. По запаху исследуют не только сухой лист, но и заваренный лист, настой и охлажденную пустую чашку. Каждая из этих стадий будет иметь достаточно различные ароматы, поэтому оценка чая по аромату является непростым навыком. В то время как новичок судит по аромату - «хорошо пахнет» или «плохо пахнет», спектр, понятный эксперту, требует опытного чутья на оцениваемый тип чая и знания, которые могут указывать на дефекты аромата. Дефекты аромата обычно возникают из-за того, что сухие листья впитывают посторонний запах при хранении. Таким образом, запах чая также указывает на заботу, с которой хранился чай.
Манипуляция ароматом со стороны производителя чая может обмануть покупателя. Например, если оставить в зеленом чае слишком много влаги, это значительно усилит аромат сухого листа, в то же время увеличит его вес и сократит срок хранения.
Как и в случае с цветом, для тщательного изучения аромата требуется опытный профессиональный оценщик.