Часто любители китайского чая задумываются, почему у европейских чайных чашек есть ручка, а у китайских нет, и какие факторы определяют их особенный дизайн.
Вообще, эволюция традиционной китайской чайной чашки имеет очень сильный национальный колорит и особенности, и продолжается с момента зарождения чайной культуры. Хотя в истории чаепития чайная утварь используется только как инструмент, но она имеет незаменимый статус и ценность. Сегодня, с постоянным изменением привычек людей пить чай, требования людей к чайной посуде также претерпели большие изменения, но единственное, что осталось неизменным, - это дух и традиции китайской чайной церемонии.
В прошлом, будь - то восток или запад, вино занимало более высокое положение, чем чай, и большинство людей предпочитали вино. Специальной посуды для чая не было, а вместо неё использовали широкую плоскую винную чашку. Вино обычно пьётся прохладным, поэтому винной чашке ручки, чтобы избежать проблемы с обожженными пальцами, не нужны.
С наступлением правления династии Тан чайная культура стала популярной, для чаепития появилась специальная посуда. В то время в моде был зеленый чай, люди клали рассыпной чай в чашку, растирали его в порошок и добавляли воду для питья. Это способ приготовления матча. Когда-то во времена династии Тан чай был вывезен в Японию, и японцы до сих пор пьют чай таким образом.
Известно, что для заваривания зеленого чая не нужно было использовать воду высокой температуры, поэтому чайная чашка не нуждалась в ручке. Но так как некоторые люди всё же испытывали дискомфорт от горячей чашки, необходимо было что-то подкладывать под неё, поэтому появилось блюдце. Это изменение способа питья чая привело к появлению гайвани.
Пришло время династии Сун, чай становился всё более популярным напитком. В народе даже существовал обычай под названием «Чайный поединок», где выясняли, кто лучше заварит чайную пену. В это время чашка для чая стала выше; она получила название «Чай Чжан». Почти в то же время был найден каолин, из которого производили более крепкую фарфоровую посуду.
Постепенно люди пришли к выводу, что пить чай, заваренный таким способом, слишком сложно, поэтому во времена династии Мин стали использовать чайник для заваривания чая. Это очень близко к современному стилю. Но трендом того времени стало использование небольшого заварочного чайника. Следовательно, и чайная чашка «Чай Чжан» должна была соответствовать малому размеру чайника. Так появились традиционные китайские чайные чашки.
Фактически, некоторые виды китайских чашек всё-таки имеют дизайн ручки. Но это скорее исключение из правил. Китайцы считают, что в этом нет необходимости, для того чтобы не обжечь пальцы, есть блюдце.
Итак, в своей эволюции традиционная китайская чайная чашка прошла путь от плоской широкой винной чашки до высокой чашки, а затем, наконец, до маленькой чашки, причём, дизайн ручки никогда не являлся тенденцией. Для этого есть 3 причины:
Во - первых, неэстетично. В традиционной китайской эстетике важна симметрия, в философии - это баланс. Таким образом, гайвань, чайная чашка «Чай Чжан» и современные чайные чашки не используют асимметричный дизайн, в отличие от европейских.
Во-вторых, удобство размещения. Во время китайской чайной церемонии люди ставили всю чайную посуду на чайный поднос. Если бы у чашек были ручки, они бы занимали больше места, не были бы удобны для размещения и не могли бы храниться в стопке.
В - третьих, невозможность почувствовать температуру на ощупь. Когда мы используем традиционные китайские чайные чашки, мы обычно держимся пальцами за их край или за корпус. Можно легко почувствовать, насколько чай горячий, и определить, пригоден ли он для питья. Китайцы никогда не пьют чай горячим, самая идеальная температура для чая, по их мнению, это когда температура руки и чая примерно одинаковы. Можно допустить, конечно, что если есть ручка, можно просто взяться за неё и подуть на чай, чтобы охладить его. Но это для китайца считалось бы грубым, а потому неприемлемым, особенно на китайской чайной церемонии.