С наступлением теплого сезона традиционно приморские потребители переходят на зеленый чай, в то время, как зимой большую популярность имеют всевозможные сорта черного.
При этом наблюдается интересная тенденция: с ростом спроса на массовый продукт, в частности на пакетированную заварку, растет заинтересованность приморцев и в высококачественном чае, распространяющемся в салонном формате.
— В структуре продаж приморских супермаркетов чай занимает ощутимый процент от товарооборота, — рассказал в беседе с корр. APR PRESS Андрей Солониченко, руководитель проекта розницы ООО «Три Кота». — «Эффективность полки» с чаем очень высокая. И все большую востребованность демонстрируют марки пакетированного продукта. Ускорение ритма жизни, особенно в городском пространстве способствует тому, что люди ради экономии времени все чаще употребляют пакетированный чай, не требующий особых церемоний в приготовлении. В то же время меняются предпочтения и в выборе «пакетиковых» марок.
— Продавцы в массовом сегменте чайного рынка в Приморье поменялись. Многие брэнды, хорошо продаваемые 5-10 лет назад, ушли с рынка либо очень потеряли в продажах. Среди них «Тетли», JAY, «Маброк». Основная причина — усилилась конкуренция и давление, особенно от транснациональных компаний с огромным маркетинговым бюджетом, — добавляет Андрей Солониченко. Что касается премиальных, дорогих сортов чая, на него в Приморье формировался стабильный спрос с конца 90-х годов прошлого столетия. И теперь он так же показывает рост: в крае образовалась определенная социальная прослойка искушенный в «чайном вопросе» покупателей с относительно высоким уровнем дохода. Именно на таких и рассчитаны чайные салоны, где высококачественная заварка без искусственных ароматизаторов продается в основном на развес.
Виктория Головачева, китаевед и директор компании «Дахунпао», открывшая во Владивостоке первый чайный салон, уверена, что развитию подлинной чайной культуры в некоторых кругах приморцев способствует близкое соседство Китая.
— Среди наших покупателей в салоне большой популярностью пользуется пуэр, — отметила она в беседе с корр. APR PRESS. — Этот сорт чая весьма популярен в рядах богатых китайцев, особенно гонконгцев, и довольно дорого стоит. Отношение приморских покупателей к пуэру эволюционировало за 10-15 лет от «какая странная кислятина» до «пуэрчик — лучший из чаев». Очень востребован приморскими ценителями и молочный улун (олонг). Некоторые покупатели усматривают в нем признаки искусственной ароматизации, но продавцы, обычно, объясняют, что улун по старинной и строго контролируемой в Китае технологии высушивается рядом с определенными цветами, впитывая их аромат. Отсюда и запах, отдаленно напоминающий по нежности молоко. Однако, на местном рынке действительно присутствует много искусственно ароматизированного «молочного» чая. Просто китайские предприниматели уже освоили то, что русскому носу приятен запах молока, и насыщают им улун искусственно.
Помимо пакетированного и премиального чая, конечно, жители Приморья не обходят вниманием и обычный листовой чай массового сегмента. Особенно покупаемы марки «Липтон», «Гринфилд», «Ахмад» и «Хэйлис».