Американская компания Starbucks в четверг открыла свой первый чайный бар Teavana в Нью-Йорке на Мэдисон-авеню. Цены в нем выше, чем в обычной кофейне Starbucks, при этом кофе там подавать не будут. По словам гендиректора Starbucks Говарда Шульца, компания хочет сделать чай неотъемлемой частью американской культуры, как раньше им удалось это провернуть с кофе.
Чайная Teavana открылась в стратегически важном месте — рядом расположены магазин одежды для йоги Lululemon и Центральный парк, где американцы зачастую практикуют занятия восточными видами спорта. Помещение оформлено в сдержанном стиле дзен: серые стены, приглушенный свет, мягкие кресла и «Чайная стена» — огромный стенд с разнообразными сортами листового чая. В самой чайной отсутствует символика Starbucks — вместо русалки на зеленом фоне фирменные чашки будет украшать человечек в позе лотоса с кружкой чая в руках. Помимо собственно чая посетители здесь могут заказывать легкие закуски и десерты, однако средний чек здесь будет выше, чем в кофейне Starbucks. Если в кофейне он составляет 5 долл., то в чайной бюджетно посидеть уже не удастся: напитки стоят 3—6 долл., тогда как сладости, салаты и сэндвичи обойдутся уже в 3—15 долл.
«Кофейня Starbucks и чайная Teavana отличаются друг от друга, как день и ночь», — отметил г‑н Шульц. Если Starbucks для большинства американцев — это место, где можно на ходу выпить кофе, то чайная станет лаундж-площадкой. Сам Шульц не может представить свое утро без фирменной чашки кофе «Суматра», тогда как после пяти часов переходит на чай «марокканская мята». При этом глава Starbucks не боится, что бренды будут конкурировать между собой. По его словам, аудитории мало пересекаются, и вряд ли кофеманы откажутся от утреннего американо. Зато любители чая будут осаждать Teavana в течение всего дня, не забывая при этом подкрепиться (по данным Starbucks, те, кто заказывает чай, чаще заказывают еду).
Starbucks не новичок в чайном бизнесе. В начале 1970-х годов в кофейнях Starbucks Coffee, Tea and Spice можно было купить до 27 сортов чая, однако затем упор был сделан на кофе. В 1999 году компания за 8,1 млн долл. купила чайного производителя Tazo (пакетированный чай Tazo сейчас можно купить в кофейнях Starbucks). А в 2011 году Starbucks решила существенно расширить свой бизнес. За 30 млн долл. компания купила производителя сока и уже открыла четыре фреш-бара Evolution Fresh. А в прошлом году за 620 млн долл. Starbucks купила чайного ритейлера Teavana, у которого 300 магазинов чая.
Чай является вторым по популярности напитком после бутилированной воды. По данным Euromonitor, мировой рынок чая (холодного и горячего) оценивается в 90 млрд долл. В США напиток значительно уступает по популярности кофе, хотя за последние пять лет объемы потребления чая выросли на 16%. По данным Чайной ассоциации США, 158 млн американцев, то есть половина населения, пьют чай каждый день. Однако чайная традиция в США довольно своеобразна: 85% всего чая пьется охлажденным. В целом 65% продаж напитка приходится на пакетированный чай, 25% — на бутилированный и только 10% — на листовой чай. 85% продаж приходится на черный чай. «Если кто и способен создать ажиотаж на чай, то это Starbucks», — цитирует Forbes аналитика Wedbush Securities Ника Сетьяна. В следующие пять лет Starbucks планирует открыть 1000 чайных Teavana по всему миру.