«Зеленый» рецепт от всех болезней
В последние десятилетия мы настолько уверовали в чудодейственную силу всевозможных лекарственных препаратов, особенно сейчас, когда к этому усиленно подталкивает реклама, что очень редко вспоминаем о наследии народного врачевания, оставленном далекими предками. А ведь уже с первой половины XI века в Киевской Руси названия лекарственных растений стали заносить в специальные травники. Устарело? Малоэффективно? Как сказать, если учесть, что предки зачастую и жили дольше наших современников, и со многими хворями умудрялись справляться куда быстрее и надежнее.
Да и вообще, учитывая довольно позднее, только в 1638 году, появление на русской земле привычного чая, интересно знать, как же обходились без него наши предки, чем утоляли жажду.
В отличие от нас они в основном пользовались дарами кладовой природы: использовали в качестве сырья для приготовления чая растения лесов, полей, лугов – это был настоящий семейный промысел. Наши далекие предки дружно выходили на сбор цветов липы, плодов шиповника, заготавливали самые разнообразные травы. Издревле этот напиток, много веков спустя получивший название «лекарственный чай», рассматривался и как лечебное, и как профилактическое средство при самых различных заболеваниях, и как прекрасный способ утолить жажду.
В прошлом люди были гораздо ближе к природе, отличались большой наблюдательностью и любознательностью. Именно это помогало им подмечать, чем пользуются животные, излечивая себя от различных хворей, а потом применять эти знания в своей практике. К сожалению, о подобных фактах из жизни древних славян или других народов, проживавших на территории нашей страны, информацией мы сегодня практически не располагаем, зато нетрудно догадаться, как это все происходило, анализируя исторические примеры, ставшие хрестоматийными. Так, бодрящее свойство кофе обнаружил эфиопский монах, который заметил, что козы, которых он пас, становятся не в меру возбуждены и непослушны, после того как наедятся зерен повсюду растущего растения. Попробовав их, пастух на всю ночь лишался сна и мог спокойно стеречь стадо. Потом эти сведения перекочевали к монашеской братии, а затем более чем стремительно по всему миру.
Даже в знаменитых легендах и мифах Древней Греции можно найти интересующие нас сведения. Так, кентавр Хирон первым заметил, за счет чего кони в табунах избавлялись от запоров, – это была чемерица и поныне использующаяся по данному предназначению.
Но вернемся в нашу страну периода средних веков. У нас прекрасно разбирались в премудростях «зеленой аптеки» не только знахари и прочие представители народной медицины, но и простые смертные: в каждой семье из поколения в поколение передавались рецепты приготовления целебного чая от весницы (цинга), трясцы (малярия), почечуя (геморрой), златяницы (желтуха), вдуши (астма) и многих других болезней. Удачное исцеление сородича или жителя своего поселения сразу же становилось достоянием многих. Способ использования растений, применявшихся в ходе лечения, надолго становился достоянием целой округи. Веками эти знания и навыки совершенствовались, а с появлением письменности на Руси стали находить свое отражение и в различных документах – этих первых и весьма своеобразных предшественниках современных справочников по фитотерапии.
Наиболее старинные травники датируются первой половиной XI века. Из летописей мы узнали, например, что внука Дмитрия Донского, князя Дмитрия Юрьевича, знахари вылечили от кровотечения из носа, давая ему пить тысячелистник, а дочь лесника из града Китежа, Феврония, исцелила с помощью трав муромского князя Петра от тяжелой кожной болезни. Какие же растения пользовались у наших предков особой любовью? Перечень этот внушителен. Мы назовем пока лишь немногие, наиболее популярные и известные. Это – кипрей, или иван-чай, брусника, земляника, душица, зверобой, малина, липа. Заготавливали сырье с ранней весны до осени, стремясь иметь под рукой средства для лечения любой непредвиденной болезни с помощью чая. В каждой деревне находились женщины, как правило, пожилые, которые были известны как искусные целительницы. Арсенал их лесных, полевых и луговых лекарств был самым внушительным; они прекрасно разбирались в составлении различных сборов, точно знали, сколько времени нужно пить тот или иной напиток и по количеству, и по времени.
С появлением городов в них тоже находились люди, профессионально занимавшиеся лечением с помощью целебных растений. Называли их в разных местах Руси по-всякому, но наиболее часто употреблялось слово «зелейники». Есть что-то общее с зеленщиком, но ничего удивительного в этом нет – зачастую именно торговцы из овощных рядов поначалу по совместительству торговали и различными снадобьями от тех или иных телесных недугов. Тем более что некоторые сорта такого товара можно было выращивать на собственных огородах, например, мяту, анис, валериану и др. Потом некоторые зелейники стали специализироваться на выращивании лекарственных растений. Без сомнения, многие из них обладали уникальными даже для сегодняшнего дня знаниями по фитотерапии, но коль знакомством с грамотой они в большинстве случаев не были отягощены, то и богатейшие сведения были утеряны. К тому же нельзя не учитывать многочисленные войны, татаро-монгольское нашествие, стихийные катаклизмы. Эти катаклизмы уничтожили наряду с другими ценностями и памятниками культуры и имевшиеся источники знаний о применявшихся в те далекие века русских народных чаях.
Правда, впоследствии, когда контакты с другими государствами приобретали все более мирный характер, наши знания в области траво-лечения пополнялись за счет находок и приобретений, сделанных в Европе, и на других континентах. Так, например, появился у нас рецепт глистогонного средства на основе мужского папоротника. В свое время единственной обладательницей этого секрета оказалась вдова швейцарского врача Нуффера.
Французский король Людовик XIV, понимавший все значение «зеленой аптеки», выкупил у нее в 1775 году этот рецепт за большие деньги и затем безвозмездно передал во все европейские фармакопеи. Кстати, этот весьма просвещенный правитель вошел в историю и благодаря еще одному подаренному им рецепту. Когда его сын тяжело заболел малярией, то король выкупил лекарство от нее у ордена иезуитов, которые в свою очередь вывезли секрет его изготовления из Южной Америки. После выздоровления принца рецепт (в его основе, как вы догадались, была кора хинного дерева) французский монарх великодушно подарил лекарям всей Европы. Оттуда он попал и в Россию. А с Востока пришли к нам сведения о женьшене, элеутерококке, лимоннике и других биостимуляторах, мягко и надежно воздействующих на организм человека.
Впрочем, и наша страна в те годы предоставляла своим ближним и дальним соседям знания по фитотерапии. Со временем поставки сырья для приготовления лекарственного чая стали играть довольно значительную роль и в торговле с другими странами. Речь идет в первую очередь о кипрее, который из Московии направляли в Европу, а получаемые доходы уступали лишь традиционным экспортным товарам – лесу, меду, смоле, пеньке. Кстати, сама история этого чая, именовавшегося на Руси копорским (по названию городка Копорье в Петербургской губернии), весьма примечательна. Популярность его среди простого народа была очень велика, благодаря его целебным свойствам. Позднее он успешно конкурировал с привозными китайскими травками из-за своей на порядок меньшей стоимости. И тогда заработали методы рыночной борьбы. Поставщики «заморского чая» уцепились за то обстоятельство, что при приготовлении сырья кипрей перетирали с землей для лучшего скручивания листьев.
После сушки всю массу просеивали, и песчинки, пыль удалялись. Вместо того чтобы дать указания об исключении сомнительной с санитарной точки зрения процедуры соприкосновения с землей, власть придержащие попросту запретили употребление копорского чая. Впрочем, чисто административными мерами с любовью к веками культивировавшемуся чаю было полностью не справиться, и его продолжали пить, подпольно торговать и даже провозить контрабандой в соседнюю Пруссию.
Кстати, такая привязанность к кипрею (иван-чаю) объяснима с точки зрения нынешних знаний о химической природе этого поистине народного напитка. Оказывается, по своему составу он очень близок к китайскому: содержит железо, никель, медь, бор, титан, марганец, витамин С и другие полезные вещества. Например, 100 граммов сырой массы кипрея содержат до 95 мг витамина С. Благодаря этому копорский чай способствует повышению иммунитета, пищеварению, кроветворению, снимает головную боль, нервное напряжение, помогает при бессоннице. Нельзя не сказать и еще об одном предшественнике чая, приготовление которого также связано с применением целебных растений. Это сбитень, получивший очень большое распространение в России.
Употребляли его в горячем виде, а помимо меда непременными составляющими были зверобой, шалфей, имбирь, корень валерианы и ряд других целебных трав. Очень полезный даже с точки зрения современной медицины напиток был дешев, использовался как дома, так и в питейных, закусочных заведениях. Практически ни одна ярмарка или народное гулянье не обходились без сбитня. Первое письменное упоминание о нем относится к XII веку, а наиболее расхожим определением является такая трактовка: «народное горячее питье с травами».
К сожалению, сегодня очень трудно найти рецепт приготовления сбитня. Тем не менее в печатных источниках прошлого и даже начала нынешнего века есть подобные руководства. Вот как, например, готовили наши прапрабабушки клубничный сбитень. Берут 5 фунтов (фунт равен примерно 409 г) меда, 10 бутылок воды и сок 2 фунтов клубники. Все это перемешивают и кипятят на медленном огне в течение почти 2 часов, постоянно помешивая и снимая образующуюся пену. Для вкуса добавляют шалфей, мяту, зверобой. Остывший напиток следовало процедить и подавать на стол. Аналогично готовили малиновый, черносмородиновый и другие сбитни из ягод.
Со сбитнем связано появление и еще одного непременного атрибута российского чаепития – первоначально именно для его приготовления был изобретен самовар, получивший наиболее широкое распространение в конце XIII века. Но об этом истинно отечественном средстве приготовления чая мы подробнее поговорим в одной из последующих глав.
Даже после развития торговли чаем из Китая и Индии большинство населения России еще долгое время с недоверием воспринимало привозимый напиток. И дело было даже не столько в относительной дороговизне этого товара, сколько в сложившихся традициях, гораздо большему лечебному эффекту применявшегося веками русского народного чая. Не случайно и царствующие особы отмечали, что предлагаемый заморский новичок – скорее изысканное питье для избранных и не отрицали при этом сложившихся привычек в приготовлении чая из отечественного растительного сырья.
Подлинным ценителем целебных чаев был Петр Первый. Почему-то больше на слуху его жесткая позиция по внедрению в русский быт кофе, но куда заметнее его вклад в изучение растений. Сказалось и то, что энергичный и разносторонне развитый император живо интересовался медициной и всем, что с нею связано. Так, по его инициативе получили широкое распространение аптекарские огороды – земельные участки, на которых выращивались и заготавливались лекарственные растения. Там не только разводили дикорастущие травы, но и проходили акклиматизацию растения, завезенные из других стран. Позднее, с появлением госпитальных школ, а затем и других аналогичных учебных заведений аптекарские огороды служили базой для подготовки медиков и фармацевтов: здесь они изучали ботанику, учились выращивать и собирать растения, правильно хранить и готовить из них лекарства.
В Петербурге указ Петра Первого о создании Аптекарского огорода (позднее Аптекарский сад, а с 1735 года – Медицинский сад) был издан 11 февраля 1714 года. Его организацию царь поручил «своему неутомимому спутнику в путешествиях и собирании редкостей Роберту Арескину (Эрскину)». Арескин был архиатром, главой Медицинской канцелярии. Под его управлением находились и два других научных учреждения: Библиотека и Кунсткамера. Существует предание, связанное со строительством здания Кунсткамеры – символа Российской Императорской академии наук. Считается, что первым экспонатом Кунсткамеры стал ботанический объект – спил сосны с вросшей в ствол верхушкой бокового побега.
Сотрудники нынешнего Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого рассказывают, что «Петр велел сосну срубить, ствол со странной веткой сохранить, а на месте сосны заложить здание Кунсткамеры».
Уже к 1736 году в Медицинском саду насчитывалось 1272 вида растений. К тому времени под него была отведена значительная территория, ограниченная водой Большой Невки и Карповки (ранее Еловой реки), а по суше – Песочной улицей и Аптекарским проездом. В 1823 году Медицинский сад был переименован в Императорский Санкт-Петербургский ботанический сад.
Если продолжить рассказ о взаимоотношениях традиционных русских целебных напитков и привезенного с Востока черного и зеленого чая, то соседство их было вполне мирным. Хотя постепенно «пришельцы» вытесняли «местных». В городах, где своеобразная погоня за модой ускоряла этот процесс, от целебных напитков на растительном сырье отказывались быстрее, в более консервативных деревнях подчас и сегодня на первом месте целебный природный чай из земляники, мелиссы, чабреца, липового цвета, листьев черной смородины…
Кстати, в наши дни активными пропагандистами именно этого давно прописавшегося у нас напитка стали специалисты относительно молодой науки – географической медицины. Суть их профессиональных рекомендаций сводится к следующему: человеческий организм и, в частности, его система обмена веществ, неразрывно связаны с местом постоянного обитания, что соответственно предполагает использование в рационе наиболее привычных продуктов питания. Исходя из этого, предпочтение стоит отдавать именно русским чаям, заваренным на травах, тем более что наличие разнообразных полезных веществ в них вполне позволяет обходиться без заполонившей наш рынок экзотики.
Впрочем сегодня жесткой конкуренции не существует, и на выбор влияет очень много факторов. Целебный чай, настоянный на различных растениях, имеет свою нишу и своих почитателей. Все более популярными становятся комбинированные смеси, где наряду с травяным или цветочным сырьем для заварки используются черный или зеленый чай. Здесь уже сложились определенные незыблемые традиции, подсказанные опять же повседневной практикой. Так, жасмин прекрасно уживается с зеленым чаем, а апельсиновые корки – с черным. Нынче создана целая чайная индустрия с высококвалифицированными специалистами, которые способны создавать по-своему уникальные образцы, сочетающие в себе целительные силы российской природы и бодрость вывезенного из Китая напитка.
Вместе с тем стоит предостеречь: нельзя впадать и в другую крайность – безудержно использовать целебные напитки по принципу «хуже не будет». Концентрация тех или иных активных элементов в них различна, и явный перебор может негативно отразиться на самочувствии. Это касается как чая, заваренного из одного растения, так и сборов, где строгое соблюдение количества и пропорций составляющих играет важнейшую роль. Случается, что какое-то растение используется при лечении разных заболеваний, а существенное отличие именно в дозировке.
Кроме того, если в малых количествах средство может помогать, то в больших становится ядовитым и, следовательно, опасным для здоровья.
Приходится сталкиваться и со случаями, когда, будучи наслышанными о пользе того или иного целебного чая, люди допускают ошибки при его приготовлении в домашних условиях. К примеру, вместо корней одуванчика используют его цветки. Или применяют шалфей, собранный не в момент образования бутонов, а в разгар цветения. Естественно, подобные промахи снижают эффективность напитка, а то и влекут осложнения.
Кстати, до сих пор наука не в состоянии объяснить, в чем секрет поразительной эффективности некоторых народных средств. Тот же липовый цвет испокон веку известен как непревзойденное лекарство при ангине и других простудных заболеваниях, но объяснения этому феномену современная медицина так и не нашла. Тем не менее «темную лошадку» рекомендуют самые уважаемые профессора медицины. Критерий один: проверенная абсолютная безвредность для организма и безусловный результат.