Автор: Ван Цзинбо, Источник: Первая финансово-экономическая газета, 2011-1-4
(Вступительный комментарий от ЧП. Когда мы впервые посетили район У И Шань четыре года назад, на каждом втором фонарном столбе там красовалась реклама Да Хун Пао как короля чаёв. По сути, использование чая ДХП в качестве «локомотива» всех уишаньских утёсных улунов началось не вчера. Подавляющее большинство китайцев, хоть что-то понимающее в чаях, считают ДХП не уникальным сортом, а воспринимают его как общее наименование для всех дорогих утёсных чаёв. Когда эти представления попали на российскую землю, юзание легендарного бренда усилилось в разы, а степень элитарности в сознании массового потребителя заметно снизилась, что привело к обильному появлению дешёвых «халатов» в наших магазинах, особенно в интернет-формате. Нижеприводимую статью, опубликованную в самом начале наступившего 2011-го года, можно считать вступлением в тему дискуссий как о самом чае Да Хун Пао, так и о недавно накатившей ДХП-истерии международного масштаба)
Продолжая историю с пуэром, чай Да Хун Пао (Большой красный халат, 大红袍) становится в сознании инвесторов чем дальше, тем более важным средством для вложений. Как говорят работники чайной отрасли, из-за влияния весенних похолоданий цена на китайский чай внутри страны в прошлом году повсеместно выросла примерно на 20%. Но рост известности уишаньского чая Да Хун Пао вызвал повышенный спрос на него, и цена этого чая увеличилась за год в среднем на 30%.
Бурный рост цены на этот чай тесно связан с его дефицитом. По местным преданиям некогда в эпоху Мин (1368-1644 – прим.ЧП) один студент, спешивший в столицу сдавать
Эти 6 материнских кустов сохранились на одноимённой скале и по сей день. Сейчас ими управляет единственная компания, уполномоченная на то властями региона - ООО «Звезда У И» (У И Син, 武夷星茶叶有限公司). Пекинский региональный представитель этой фирмы, г-н Юань Хань, заявил, что высокие цены на Халат наблюдаются сейчас в провинции Гуандун и южнофуцзяньском городе Сямынь, и одной из причин тому является культурный фактор. То есть удорожание этого чая происходит по той же схеме, что наблюдалась какое-то время назад в случае с нефритом.
В настоящее время материнские кусты Большого Красного Халата законсервированы, и чай с них не собирают. Они используются лишь в качестве материала для бесполового (черенкового) размножения с целью получения дочерних растений. А согласно государственному стандарту по географии происхождения утёсных чаёв У И ресурсы относящегося к таким чаям ДХП весьма ограничены. Из 10 килограмм сырья после 4-5 операций можно получить лишь один килограмм готового чая, то есть налицо редко встречающаяся видовая особенность. Однако некоторые работники отрасли указывают на то, что Халат практически стал таким своеобразным «широкополосным чайным напитком» (то есть именем этого чая называют и другие схожие чаи, в первую очередь утёсные – прим.ЧП). Правда, он вряд ли станет вторым пуэром, поскольку основные игроки на рынке производства этого чая усвоили уроки юньнаньского пуэра и не будут создавать пространство для чрезмерных спекуляций. Посему цена на Да Хун Пао всё ещё уверенно остаётся в рамках разумного повышения, и на базе этого чая, так сказать, не надуваются мыльные пузыри.
Кроме того, у ДХП и пуэра имеются очевидные различия в качестве. Как известно, чай пуэр чем выдержаннее, тем лучше, и при его закладке на долгое хранение, происходят естественные ферментация и метаморфозы. Однако Большой Красный Халат хранится всего 2-3 года, и после этого срока для сохранения чая его нужно повторно «озеленить», то есть заново создать. В структуре себестоимости ДХП наиболее высокую долю имеют затраты на производство, поэтому запасаться таким чаем надолго невозможно. Таким образом, пуэр люди воспринимают как антиквариат, который нужно хранить, а Да Хун Пао является чистой воды товаром для сегодняшнего потребления.
(Послесловие от ЧП. «Чайное путешествие» в первый год своего существования безуспешно пыталось повысить ценность бренда, предлагая высококачественный и дорогой, но настоящий Да Хун Пао. Во второй половине минувшего года такой метод пропаганды усилился